Икон Пресвятой Богородицы «Ильинско-Черниговская» и «Тамбовская»

В Троицком Ильинском монастыре, близ Чернигова, на Болдиной горе, есть чудотворный образ Божией Матери, именуемый Ильинским-Черниговским, написан в 1658 году монахом Геннадием, который до монашества назывался Григорием Константиновичем Дубенским.История создания иконы и чудеса от неё описаны свидетелем событий святителем Димитрием, митрополитом Ростовским, в сочинениях «Чуда Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии» (Новгород-Северский, 1677) и «Руно орошенное» (Чернигов, 1683).

При архиепископе Черниговском Лазаре Барановиче и игумене Ильинского монастыря Зосиме от сей иконы, в знамение милосердия, текли слезы в продолжение восьми дней, с 16 до 24 апреля. Свидетелями такого чуда были почти все жители Чернигова. Вскоре после этого, в том же 1662 году, татары сделали набег на Чернигов и разорили все окрестные селения; но монахи Ильинского монастыря ничего не знали о близкой опасности. Ночью дошло до них это известие; они поспешили в церковь и, усердно, со слезами помолившись Ей, Небесной Заступнице, скрылись в Антониевой пещере. В полночь ворвались татары в монастырь, ограбили церковь, взяли церковную утварь, но чудотворная икона со всеми драгоценными украшениями осталась неприкосновенною: невидимая сила не допустила варваров коснуться святыни; та же невидимая сила не допустила их войти и в пещеру, где скрывались иноки, хотя татары много раз покушались на это, подбегая с зажженными лучинами и обнаженными мечами. Внезапно, испуганные непостижимым видением, они обратились в бегство.

В «Руне орошенном» святитель Димитрий Ростовский подробно описал 24 чуда (по часам в сутках) исцелений от всевозможных недугов жителей Чернигова и окрестностей. Список чудес пополнялся при переизданиях книги. Так, к 1696 году насчитывалось 56 случаев исцеления (5 — от слепоты, 3 — от болезни ног, 3 — от «гостца» (ревматизма), 1 — от расслабления, 15 — от беснования, 14 — от помутнения рассудка, 15 — от различных хронических заболеваний) и 1 случай воскрешения отрока. В XIX веке также засвидетельствовано несколько исцелений от чудотворной иконы: роменского мещанина от лихорадки (1865 год), черниговской девицы от умственного расстройства (1874 год, в день празднования иконе), младенца от сильного жара (1887 или 1888 год), сына полтавской помещицы от дифтерита (до 1898 года), штабс-капитана из Свеаборга от хронического заболевания (до 1898 года)…

Почитателем иконы был святитель Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский и Задонский. Святой Димитрий Ростовский, заключая свою книгу «Руно орошенное», по исчислении 24 чудес от чудотворной Ильинской иконы, говорит: «Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы: кто бо я исчести может?». Чудотворный образ исчез после закрытия Троице-Ильинского монастыряря в 1924 году. Современное местонахождение иконы неизвестно.

Празднование чудотворному образу Богоматери особенно торжественно совершается в следующие дни: в день Пресвятой Троицы (храмовый праздник), 16 апреля (день чудотворного прославления этой иконы) и в день пророка Илии. Копии чудотворного образа имеются в частных собраниях икон Германии. Пред иконой молятся об исцеления от паралича, оспы, болезни ног, нападения тёмных сил. от внезапной смерти.

Тропарь, глас 5:

Пречистая Владычице Богородице,/ упование всех христиан,/ понеже инаго упования не имамы разве Тебе,/ Всенепорочная Владычице моя, Госпоже Богородице,/ Матери Христа Бога моего./ Темже помилуй и избави мя от всех зол моих/ и умоли Милостиваго Сына Своего и Бога моего,/ да помилует окаянную душу мою,/ и да избавит мя от вечныя муки, и сподобит мя Царствия Своего.

 Молитва

О, Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, небесная Царице, спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех, и утренних, и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снабди, покрый и заступи. Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих, видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ми, Мати Преблагая, необоримая стена и крепкое заступление. О, Пресвятая Госпоже Владычице Дево Богородице, приими недостойную молитву мою и сохрани мя от напрасныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Пресвятая Богородице, спаси нас. Ты мне хранительница жизни всей явися, Пречистая! Ты мене избави от бесов в час смерти! Ты и по смерти упокой! Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина чистая и благословенная. Пресвятая Богородице, спаси нас. Аминь.

По преданию икона была привезена в Тамбов свт. Питиримом и первоначально поставлена на вратах города с юго-западной стороны. К 1692 г. относится первое чудо от иконы. В чем именно оно заключалось, сведения не сохранились, но видимо в том, что иконы защитила город от внезапного нападения врагов.

Сам образ является точной копией Ильинско-Черниговской иконы, хранившейся в Соборном храме г. Бельска, который расположен недалеко от родины святитель г. Вязьмы. Попав в Тамбов она постепенно приобрело наименование Тамбовской и стала отличаться от Ильинско-Черниговской тем, что по обе стороны от Богородицы появились изображения св. мч. Евдокии и св. Алексия человека Божия, как предполагают это святые покровители родителей свт. Питирима.Позже на месте, где первоначально находилась икона была сооружена Петропавловская церковь, она в 1778 г. была перенесена на одноименное кладбище, а купцом Иваном Уткиным была сооружена каменная церковь в честь св. апостола перовмученика архидиакона Стефана, с приделом свт. Димитрия Ростовского. Тамбовская икона теперь пребывала в новом храме  в алтаре в левом приделе над жертвенником. Из-за того, что она была в алтаре, мало кто ее видел и постепенно стали забывать о таком образе Богородицы.

В конце XVIII века, пришел однажды в Архидиаконскую церковь неизвестный священник, который едва передвигал ноги. Служащим в церкви он рассказал, что он заштатный священник Калужской губернии и несколько лет уже страдает расслаблением ног и не может ходить. Возложив всю свою надежду на Царицу Небесную он просил исцеление. Года через три ему было во всне видение. Он увидел икону Божией Матери , лик которой он твердо запомнил, а также он услышал голос, который объявил ему: «Отыщи эту икону, молись перед ней, и ты получишь исцеление, а теперь тебе пока подается облегчение от твоей болезни». Проснушись он почувствовал некоторую силу в ногах, встал сам и начал понемногу ходить. Желая получить полное исцеление, он решил отыскать увиденную во сне икону. Был в разных городах и селениях и, наконец, добрался до Тамбова. Здесь обошел все храмы, но не нашел того, что искал. Оставалось посетить лишь Архидиаконо-Стефановскую церковь, в которой осмотрев иконы взошел в алтарь и в левом приделе обрел то, что так долго искал. Священник упал на пол и долго не вставал, сделавшись как бы мертвым. Встав на ноги начал молиться, а затем приложился к иконе и тут же получил полное исцеление.

В 1820 г. помещику Михаилу Николаевичу Петухову, жившему в Тамбове в сонном видении было приказано переставить икону в храме на более видное место. Петухов на собственные средства исправил и позолотил серебрянную ризу на иконе, сдела киот, после чего икона была перенесена из алтаря и поставлена в киоте недалеко от правого клироса.

В 1835 г. вместо старой тесной церкви был устроен трехпрестольный храм, прихожане просили тогдашнего правящего епископа Тамбовского и Шацкого Арсения (Москвина) правый придел храма освятить в честь Тамбовской иконы Божией Матери. Архипастырь исполнил их благочестивое желание, назначив в тоже время праздновать Тамбовской иконе одновременно с Ильинско-Черниговской 16/29 апреля.

Несколько позже этого события для Св. Образа была изготовлена сень у второго столба за правым клиросом, куда она и была перенесена. Под сенью, вокруг чудотворной иконы расположена другая, большая икона,с изображением на ней двух Ангелов, как бы держащих в руках своих образ Божией Матери. В 1910 г. на эту большую икону, вместо бывшей до этого металлической ризы, от семьи купцов Алексеевых устроена сребропозлащенная риза. В 1892 г. епископ Тамбовский и Шацкий Иероним (Экземплярский), в благодарность за исцеление от болезни глаз, увеличил на иконе венец над Ликом Богоматери и украсил ризу 14 топазами, а дочь его пожертововала на ризу аметистовое ожерелье. Тогда же тщанием Аристарха и Екатерины Болдыревых устроена на саму икону золотая риза, а для ношения Св. Иконы – серебряный, в роде футляра, обклад.

К особенностям Тамбовской иконы, по сравнению с начертанием Ильинско-Черниговской, относиться изображение предстоящих, справа – св. прп. Алексия, человека Божия и слева – св. прпмч Евдокии. Есть местное предание, что это – святые, имена которых носили родители свт. Питирима. Другую особенность составляет крест на ризе Божией Матери, в 1,5 вершка, серебряный, со святыми мощами разных святых. Он пожертвован дворянином Николаем Николаевичем Даниловым в 1891 г. Крест этот перешел к жене Данилова от ее предков – Мерлиных, родоначальница которых, из княгинь Татарских, при св. Крещении получила его от своего крестного отца, одного из митрополитов Русской церкви.

В 1888 г. по ходатайству жителей города установлен 16/29 апреля из всех церквей горда к Тамбовской святыни крестный ход. Который и совершался торжественно каждогодно вплоть до 1918 г. Сам храм, где пребывала икона в 1900 г. по указу Св. Синода стал именоваться не Архидиаконо-Стефаниевским, а Богородичным.

В 1922 г. в период изъятия церковных ценностей с иконы были сняты все драгоценности и золотая риза. Последнее упоминание о Тамбовской иконе Божией Матери относится к 1925 г. В годы советской власти она была утрачена. Но сохранился чудотворный список, который ныне пребывает в Покровском соборе г. Тамбова.