Великий понедельник

Последние ночи перед страданием Господь проводил вне Иерусалима. Возвращаясь в город утром из Вифании и почувствовав голод, Христос увидел смоковницу. Время смокв еще не наступило, но на этом дереве были листья, которые обычно появляются после плодов, поэтому можно было предположить, что это одна из поздних смоковниц, на которых плоды иногда держатся всю зиму. Эта же смоковница была бесплодна. Тогда Господь сказал: «Да не будет от тебя плода вовек», после чего дерево тотчас засохло.

По толкованию святых отцов, смоковница эта, во-первых, служит прообразом сонмища иудейского, у которого не нашел Господь плодов истинной веры и любви. Также, как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст, Христос непрестанно миловал, исцелял, воскрешал, но Он должен был явить Себя и Судией, Который не будет потворствовать неправде и лукавству. И вот для этого Господь выбирает смоковницу — дерево, которое повсюду растет в Палестине и не представляло цены. А эта смоковница, будучи бесплодной, никому не приносила пользы.

Бесплодная смоковница — есть и всякая душа, не приносящая духовного плода, за что будет осуждена. Святой Исидор Пелусиот также замечает, что райское Древо преслушания, плодов которого вкусили Адам и Ева, нарушив запрет Божий, было смоковницей. Из листьев этого древа они сшили себе и покров.

Вступив в город, Христос пошел прямо в храм, где обличил нарушающих благочиние, обративших притвор храма в торжище и изгнал торгующих.

В понедельник Страстной седмицы Святая Церковь вспоминает также ветхозаветного праведника — Иосифа Прекрасного — послужившего прообразом Страданий Господа. Праведный Иосиф был по зависти брошен братьями в мрачный ров, а затем продан ими в рабство в Египет за тридцать сребренников. Много претерпел Иосиф в Египте, был брошен в темницу, пострадав за целомудрие. Но Бог сделал его из раба господином. А когда на родине Иосифа сделался продолжительный голод, то праведник спас отца и братьев своих, пропитав их и простив братьям их грех против него. Так и Христос по зависти единоплеменных ему иудеев был предан за тридцать сребренников. И приняв Страдания, восстал из гроба, простив Своих врагов. Воцаряется над Египтом, т.е. над всяким грехом и до конца его побеждает, и всем миром обладает. И человеколюбно искупляет нас и питает Небесным Хлебом — Своею Живоносною Плотью (так повествует синаксарь Великого понедельника).

Тропарь, глас 8-й:

      Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

Кондак, глас 8-й: 

      Иаков рыдаше Иосифова лишения и доблий седяше на колеснице, яко царь почитаемь: египтяныни бо тогда сластем не поработав, возпрославляшеся от Ведущаго человеческая сердца и Посылающаго венец нетленный.