Волоколамская икона Божией Матери

Волоколамская икона Божией Матери — список с Владимирской иконы Московского Успенского собора. Икона была привезена из Звенигорода в Успенский монастырь преподобного Иосифа Волоцкого 2 марта 1572 года, на 2-й неделе Великого поста и торжественно встречена игуменом Леонидом со всей монастырской братией.

Отличительной особенностью ее является изображение на полях святителей Киприана (справа) и Геронтия (слева), митрополитов Московских. С именем митрополита Киприана связано первое прибытие древней Владимирской иконы Божией Матери из Владимира в Москву в 1395 году, а при митрополите Геронтии в 1480 году владимирская святыня окончательно стала московской.

В 1588 году Волоколамской иконе была посвящена надвратная церковь южных ворот Иосифо-Волоцкого монастыря в честь Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (память 26 августа).

В конце XVII века, когда в Москве на Старой Басманной был возведен одноименный храм, надвратную церковь Иосифо-Волоцкого монастыря освятили во имя святых апостолов Петра и Павла. Волоколамская икона была перенесена в местный ряд иконостаса новой соборной Успенской церкви Иосифо-Волоцкого монастыря.  В обиходнике Иосифо-Волоцкого монастыря 1578 года эта икона отмечена как чудотворная.  Сказание о принесении иконы Пречистой Богородицы «Владимирская» и чудо святого о дьяке Петре (перевод со славянского)

Один вельможа, особо приближённый к царю, был весьма славен и богат. Имея искреннюю веру к Богу, Пречистой Богородице и преподобному Иосифу, он подавал щедрую милостыню игумену и братии и дал обет Пречистой Богородице, что воздвигнет в обители на Святых вратах каменную церковь во имя Сретения Владимирской иконы Пречистой Богородицы. И прежде основания церкви отправил в обитель храмовую икону Пречистой. Он украсил её золотом и серебром, бисером и многоценными камнями, чудными крестами, ожерельями и золотыми украшениями, а венец для иконы изготовили настолько необыкновенный, что дивились все, видевшие сияние этого чудного образа.

Был же образ написан по подобию и величеству чудотворной иконы Пречистой Богородицы, пребывающей в царствующем граде Москве, которую написал богогласный апостол и Евангелист Лука. Её принесли из города Владимира во время нашествия безбожного хана Темира Аксака, и пришествием своим она избавила град Москву и все страны христианские от нашествия, страха и пленения безбожного, от зловредного врага христианского – Темира Аксака.

Икона же, о которой наш сказ, хоть и не рукою Евангелиста Луки была написана, но всё же иконописцем от русской земли, изящным живописцем, и пребывала с ней благодать Божественная и сила Единого Родшегося Превечного Младенца Христа Бога нашего и Его Всенепорочной Матери. И, как говорит пророчество, что Сама Богородица (а если точнее – Сам Дух Святой) прорекла об иконе, когда святой всехвальный Евангелист Лука, написав образ и подобие этой иконы, принёс его к Самой Богородице ещё при жизни Её. Она, взглянув на икону, сказала: «Благодать Моя с тобою». Это пророчество и теперь сбывается и благодать с иконой доныне пребывает. Как и с первой чудотворной иконой, избавившей нас от чувственного и зловерного хана Темира Аксака и безбожных варваров, восставших на нас, но плененных невидимою силою – так избавила икона и царствующий град Москву, сохранила его и показала многие бесчисленные чудеса. И сейчас от последней чудотворной иконы и Пречистого Её образа все увидели подобное чудо: как избавила она не от осязаемого, но от мысленного и злоначального и многокозненного врага диавола и невидимых его стреляний, которыми он непрестанно воюет на человеческий, а наиболее на христианский род и на тех, кто живёт православно; день и ночь он борет и нас злыми помыслами и скверными делами. Именно так об иконе и было сказано.

Снова возвратимся к сказанному прежде, как икона была принесена в обитель Пречистой. Прежде упомянутый вельможа Григорий, настолько дивную икону украсивший и киот для неё изготовивший, повелел так же искусно вышить и пенены золотом и серебром, а с обеих сторон указал написать образы великих святителей всея Руси, чудотворцев святейших митрополитов Петра и Ионы. Эти святые ныне украшают и оберегают Русскую митрополию Святейшей Вселенской Церкви, среди Церкви сияют как светила, просвещают, сохраняют и укрепляют христоименитое множество православных христиан от различных ересей и вражеских наветов.

И молился он прилежно, с глубокой верой и со слезами об оставлении своих грехов и о том, чтобы ему по-христиански окончить жизнь, что и получил. И, желая исполнить свой обет, в лето 7080 (1572 г.) в 26 день февраля посылает Григорий этот чудотворный образ из местечка и своего села, из города, называющегося Вязёмы, в обитель Пречистой – Иосифов монастырь. Отправил он икону со священниками и клириками, со свечами и кадилами, богоугодно и благолепно, и они со страхом и верою шествовали и в пути пели благодарственные песнопения Пресвятой Богородице и возносили Ей молитвы.

Один из отправленных с чудотворной иконой, слуга Христолюбивого мужа Григория по имени Пётр, отправленный в монастырь против своего желания, идя долгим путём до обители, был одержим неверием и в уме принимал помышления неподобные, помыслы бесовские и хульные и укоризны на святое место и на основателя обители Пречистой преподобного старца Иосифа. И бесчинно говорил такие хульные слова, которые и не произносят во всеуслышание: якобы напрасно он идёт так далеко и ещё то, что даже не подобает говорить и писать. Эти помыслы он всю дорогу принимал в уме от мысленных врагов.

Когда в обители услышали, что необыкновенная икона приблизилась к монастырю на расстояние километра, там стали звонить во все колокола, а игумен обители Леонид, священники и вся братия, взяв честные кресты и святые иконы из соборной церкви Успения Пречистой Богородицы, пошли навстречу чудной иконе. Игумен и иеромонахи, диаконы, клирики и вся братия с подобающею честью, со свечами и каждением воспевали множество хвалебных песнопений Богородице, и не только иноки встретили чудотворную икону, но и множество мирских людей. И начали петь молебен, как это было заведено в обители. Был же воскресный день второй недели Великого поста, когда поются каноны Святой Живоначальной Троице и Благовещению Пресвятой Богородицы.

Все со многим умилением и слезами возносили молитву: «Откуда пришло, о Владычица Богородица, к нам, смиренным и недостойным рабам Твоим, такое некрадомое сокровище и неоскудеваемое богатство? Откуда воссиял светозарный луч нам, во тьме уничижения пребывающим? Откуда Солнце Правды просветило нас, униженных? Откуда облистала заря и посетил нас Восток свыше и озарил сидящих во мраке унижения и поношения? Призри, Царица Владычица Всемилостивая, милостивным оком на нас, озлобленных, и познай наше недостоинство, и как Человеколюбивого Бога Матерь умилосердись о нас, милосердная Богородица, и избавь нас от злокозненного и древнего начальника злобы, супостата врага нашего и от всех видимых и невидимых чувственных и мысленных врагов. О Всенепорочная Владычица, покажи на нас, убогих, величие Твоей милости, ибо всё, что пожелаешь, можешь исполнить, и послушает Тебя Сын Твой и Бог наш. И прими, Госпожа Царица, нынешнее моление от нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Своего и Бога нашего даровать нам оставление грехов, да Твоими Материнскими молитвами получим милость. Ибо Ты наша надежда, стена и утверждение о Господе Боге нашем ныне и в бесконечные веки».

И так мы все, молясь и совершая молебен, зашли во Святые врата, направились к церкви и вошли через главный вход. А тот человек, Пётр, слуга Христолюбивого вельможи Григория, входя во святую соборную церковь Владычицы нашей Богородицы честного и славного Её Успения, в руках держал чудотворную Богородичную икону, в уме же своём имел неподобные и хульные помыслы на место и Дом Божией Матери.

Когда же вошли игумен со священниками и диаконами во святую церковь, два хора, объединившись, стали петь великую песнь и молитву Пречистой Богородице: «Владычице, прими молитвы рабов Своих и избавь нас от всякой нужды и печали» – и остальные слова молитвы до конца. И в этот момент человека того некоей Божественной невидимой силой отторгло от чудного образа и так сильно ударило головой о каменный помост и о железную церковную дверь, что начало изливаться много крови. Мы же все увидели и оцепенели, зря его безгласным, лежащего едва живого, словно мёртвого. Клирики, несшие чудную икону, – его товарищи – замерли и, будучи объяты великим страхом и видя страшное чудо, говорили «Господи, помилуй!» и стали просить игумена и братию, чтобы они помолились о лежащем и страдающем от нечистого духа. Потому что хульный и нечистый дух, живший в этом человеке и поучавший его неподобным и скверным хульным помыслам говорить на святое о Христе собранное стадо, наиболее же на начальника обители Пречистой Владычицы нашей Богородицы, не терпел благодати Святого Духа, пребывавшей в чудотворной иконе.

Игумен Леонид повелел благоговейным инокам взять чудотворную икону и поставить её посередине церкви около Царских врат. Он начал со всеми священниками, диаконами и клириками соборно служить молебен и просить Бога, Пречистую Богородицу и великих чудотворцев о Христолюбивом царе Великом князе Иване и благородных его чадах и о всём Христолюбивом воинстве, а так же о об этом человеке, лежащем и страдающем от нечистого духа, от хульного, укорительного и злого помышления на святую обитель Богородицы и на преподобного отца нашего игумена Иосифа. И милостью и человеколюбием человеколюбивого Бога и Пречистой и Всенепорочной Его Матери Владычицы нашей Богородицы, благодатной силой от чудотворного Её образа и молитвами преподобного старца Иосифа, начальника нашего, в тот час человек получил исцеление и поднялся здрав, славя и благодаря Бога и Пречистую Его Матерь. И припадая, обливал землю слезами, молился и, лобызая чудную икону, исповедовался от всего сердца и каялся в своём согрешении перед своими спутниками, как он вражеским советом принимал поношение, оскорбление и хулы, злые, скверные и неподобные помыслы на святое место и на преподобного старца. И вместо хулы воздавал великую похвалу и славу преподобному чудотворцу, и что, не скупясь, подаст богатую милостыню игумену и братии не только серебром, но и не пожалеет отдать свои дорогие одежды, чтобы молились о нём ко Всемогущему Богу и Пречистой Его Матери, да проститься ему бывшее согрешение.

Так же и товарищи его, получив великую пользу, с радостью пошли по домам, славя Бога, Пречистую Богородицу и преподобного чудотворца Иосифа. А один из них, свещеносец, то есть пономарь, именем Фёдор, видев преславное чудо от чудотворного образа, не стал возвращаться домой, а отрёкся от мира и стал иноком в обители Пречистой. Он был пострижен, в иночестве наречён Феодосием и до ныне пребывает в здравии, работает Богу, служит игумену и братии во всяком повиновении и покорности, как и обещал, во все дни своей жизни, благодаря Бога, Которому слава.

Информация с сайта: http://www.iosif-vm.ru

Описание иконы и история ее появления в монастыре, молитва ко Пресвятой Богородице, по информации полученной на запрос в канцелярию Иосифо-Волоцкого монастыря…

Чудотворная икона Волоколамской Божией Матери была создана по заказу Малюты Скуратова (Григорий Лукьянович Бельский) в 1572 году в придворной иконописной мастерской царя Ивана Грозного. Она написана в меру и подобие Владимирской иконы Богоматери. Размер и строение доски, абрис изображения повторяют древнюю икону, но внутренний смысл образа глубоко созвучен времени его создания. Это один из самых напряженных, если не сказать трагических, образов в русской иконописи. С какой-то особенно пронзающей душу скорбью устремлен в наш мир взгляд Матери Божией.

Иконописцу было дано свыше явить русским людям в один из самых тяжелых периодов нашей истории этот образ Заступницы. С трепетом склоняются перед Ней служащие Ей Архангелы. На полях изображены святители Петр и Иона. Белые саккосы сияют на темном фоне подобно светильникам. Печальники Русской земли предстоят Царице Небесной в неустанных молитвах о православных людях.

Икона была написана для Иосифо-Волоколамского монастыря, куда Малюта внес вклад на строительство храма в честь Владимирской иконы Божией Матери. Древнее сказание об иконе донесло до нас обстоятельства принесения иконы в монастырь. Икону нес на своих руках слуга вельможи Григория (Малюты) Петр, «во уме же своем нося неподобныя и хульныя помыслы на место и Дом Божия Матери». Когда же в соборной церкви игумен и весь клир начали петь молитву Пресвятой Богородице, «в той час некою божественною невидимою силою от чюднаго того образа человека того отторже и удари о помост каменный и церковную дверь железную главою якоже и мнозей крови излиятися». Все присутствовавшие, видя страшное чудо, стали просить игумена с братией помолиться о несчастном. Игумен Леонид повелел поставить икону посреди церкви и служить соборный молебен. «В той час человек он исцеление получи, востав здрав, славя и благодаря Бога и Пречистую Его Матерь, исповедая от сердца и каяся о своем согрешении, и вместо хулы велию хвалу и славу воздая».

Получил просимое и Малюта Скуратов. В сказании говорится, что он с многою верою, со слезами молился перед иконой об оставлении грехов своих и о том, чтобы «христиански скончати живот свой». Как известно из истории, все фавориты Ивана Грозного были либо казнены, либо замучены пытками. Избежал этой участи один Малюта, погибший как воин в Ливонскую войну.

Икона была богато украшена и находилась в местном ряду иконостаса Успенского собора монастыря вплоть до 1952 года, когда ее увезли в Москву, в музей Андрея Рублева, где она находится по сей день.

В монастыре не велась запись чудес от иконы. Но обилие высокоценных «прикладов», значащихся в монастырских описях, говорит об особом почитании образа. В настоящее время в обители находится чтимый точный список чудотворной Волоколамской иконы, принесенный в монастырь в 2007 году.

Молитва (из Сказания о принесении иконы Пречистыя Богородицы Владимерския, по рукописи ГПБ, Соф. 451/1, 80-е г. ХУ1 в., лл. 119-128 об.)

О Царице, Владычице Всемилостивая, призри милостивым сим оком на нас, озлобленных, и виждь наше смирение, яко человеколюбиваго Бога Мати, умилосердися о нас, милосердная Богородице, и избави нас от злокозненнаго и древняго злобе начальника, супостата нашего врага и от всех видимых и невидимых, чувственных и мысленных врагов. О Всенепорочная Владычице, покажи на нас, убогих, величие Твоея милости, вся бо, елика хощеши, творити можеши и послушает Тебе Сын Твой и Бог наш. И прими, Госпоже Царице, нынешнее наше моление недостойных раб Твоих и умоли Сына Своего и Бога нашего оставление грехов даровати нам, яко да Твоими Матерними молитвами обрящем милость. Ты бо еси наша надежда, и стена, и утверждение о Господе Бозе нашем, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

Тропарь

Днесь светло красуется славнейший Волок град и святая обитель Иосифова, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к ней же ныне мы притекающе и молящеся, Тебе взываем сице: о, пречудная Владычице Богородице! Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наша, яко Милосерд.

Акафист – общий Владимирской иконе Божией Матери.