Адрес: 141642, Клинский р-н, д. Доршево, 37а. Проезд автобусами № 42, 46 до ост. «Доршево», личным автотранспортом по шоссе А-108 на г. Дмитров, от г. Клин 22-й км. Престольный праздник – Преображение Господне (19 августа), малые пределы — престольные праздники святителя Николая Чудотворца и пророка Илии.
Усадьба Доршево, храм и его священнослужители
В Клинском районе есть немало исторических и мемориальных мест, связанных с именами выдающихся людей. Одно из них – усадьба в селе Доршево. Здесь бывали великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев (его поместье в Боблово находится на расстоянии 5 километров от этой усадьбы), изобретатель радио Александр Степанович Попов, художники-передвижники и др. На территории усадьбы располагается памятник архитектуры XVIII века – храм Преображения Господня.
История храма
В писцовых книгах 1627 и 1628 годов записана в Лутосненском стане Дмитровского уезда «вотчина за Дмитрием и Иваном Васильевыми детьми Спиридоновыми и князя Никиты Яковлева сына Львова, село Дорошево (впоследствии село стало именоваться Доршево), а в нем место церковное, где была церковь Ильи Пророка». Церковь пророка Илии, позже Преображения Господня, была упразднена к началу XVII века, в Смутное время, и возобновлена в 1670 году.
В середине XVII века И.В. Спиридонов и князь Н. Я. Львов продали Доршево Михаилу Ивановичу и Назарию Михайловичу Засецким – представителям старинного российского боярского рода, ведущего свою родословную, вероятно, от Николая Засецка, выходца из Италии, перебравшегося в 1389 году в Москву. В XVI веке Засецкие были стольниками, воеводами, наместниками, после избрания на царство Романовых получали придворные чины. До 1670 года вместо обветшавшей была построена новая деревянная церковь.
После смерти Назария Михайловича в 1685 году владельцами села становятся его сын Богдан Назарьевич и племянник Богдан Андреевич, а с 1695 по 1705 год – внуки Назария и Андрея Засецких: Григорий, Сергей, Гавриил, Иван и Тимофей Богдановичи.
В 1734 году по челобитной майора Гавриила Богдановича Засецкого было разрешено в с. Доршево вместо ветхой церкви на том же месте построить новый деревянный храм с двумя приделами во имя пророка Божия Илии и святителя Николая Чудотворца. Церковь была освящена в следующем, 1735 году.
В Преображенской церкви в конце XVII – середине XVIII веков служили священники Борис Прокофьев, Иоанн Игнатьев, Феодор Филиппов, Афанасий Федоров, Алексий Афанасьев; дьячки Аверкий Прокофьев, Василий Иванов и пономарь Василий Алексеев.
Новый небольшой трехпрестольный каменный храм, с такой же колокольней, был построен в 1778 году на средства помещицы П. А. Засецкой, а освящен в 1787 году. Стены храма изнутри и снаружи были оштукатурены и покрашены голубой краской, отапливался он двумя голландскими печами. Колокольня имела 3 яруса.
Усадебный комплекс был создан в конце 1770-х годов и представлял собой каменный главный дом, окруженный многочисленными постройками: вокруг парадного двора симметрично располагались каменные и деревянные жилые флигели. С другой стороны главного дома начиналась парковая аллея, идущая через обширный регулярный парк площадью 3 га. Большая красивая усадьба Доршево до начала XX века принадлежала Засецким, а с 1911 по 1917 год – фрейлине императрицы М. С. Сперанской.
В наши дни от усадебного комплекса сохранился господский дом, сильно перестроенный и находящийся в плачевном состоянии, некоторые служебные постройки, заросший парк и 4 пруда.
Сохранились сведения о священнике Преображенской церкви с. Доршево Петре Соколове, вышедшем за штат в 1909 году. При поступлении его в с. Доршево священником бедность прихожан была поразительная, средства у прихода были очень скудными. Тогда отец Петр своими руками стал возделывать землю и кормиться не от прихода, а от трудов на земле. Прихожане, видя успешность его трудов, и сами стали с усердием возделывать землю, вследствие чего их материальное состояние значительно улучшилось. Отец Петр постоянно заботился о духовном образовании и просвещении крестьянских детей. Средств для открытия школы не было. Земские школы в других приходах были переполнены и далеки. В 1885 году он открыл в своей квартире школу грамоты, которую содержал за свой счет. Отец Петр состоял в ней учителем и законоучителем до открытия в с. Доршеве в 1897 году земской школы (в 1926 году она была переименована в школу крестьянской молодежи). С сентября 1897 года иерей Петр состоял законоучителем в Доршевской начальной школе. С 1895 по 1899 год он был назначен наблюдателем по Закону Божию в Петровской школе.
В 1890 году возле храма была построена бревенчатая церковная сторожка, в 1895 году – деревянный дом для священника. К 1900 году денежные средства прихода увеличились втрое, так что стали оставаться немалые сбережения. Они были использованы на возобновление живописи и позолоты на иконостасе, на покраску внутренних и наружных стен храма. В 1905 году деревянные решетки в ограде были заменены железными. Вся служебная деятельность о. Петра в сане диакона и священника составила 39 лет.
К началу XX века приходских деревень было шесть. Состав причта состоял из священника, дьячка и пономаря. Ближайшие церкви были: Покровская с. Покровское (в 3 верстах) и Преображенская с. Спас-Коркодино (в 5 верстах). До 1917 года Преображенская церковь с. Доршево относилась к четвертому благочинному округу Клинского уезда. Благочинным на тот момент был священник Николай Лебедев – настоятель Христорождественской церкви Погоста Христорождественского с. Подсолнечного.
Мученики за веру
С ноября 1930 года по февраль 1931 года настоятелем Преображенской церкви был иеромонах Анастасий (Алексей Павлович Павлов). Он родился в 1871 году в с. Дулево Тверской губернии. В 1898 году поступил в Николо-Пешношский мужской монастырь Дмитровского уезда Московской губернии, где подвизался вплоть до его закрытия в 1928 году. С июля того же года служил священником в с. Дулево Конаковского района Тверского округа. В ноябре 1930 года был переведен, по рекомендации благочинного – настоятеля Скорбященской церкви г. Клина протоиерея Петра Соколова, в пустующий приход с. Доршево.
О. Анастасий сразу стал пользоваться большим авторитетом среди прихожан. Народ привлекали его длинные проповеди, которые он произносил, разъясняя Священное Писание каждый раз после чтения его на церковнославянском языке. Во время службы в храме пели все присутствующие. При нем число прихожан увеличилось в два с половиной раза. Церковь стала посещать и молодежь. О. Анастасий призывал прихожан молиться за «заблудших» родственников – коммунистов, комсомольцев, колхозников, которые перестали ходить в храм, и поминал их имена за богослужением. Он призывал людей чаще посещать церковь, обучать детей молиться Богу. О. Анастасий ввел порядок, по которому церковный колокол отбивал часы в дневное и даже ночное время.
Вскоре к о. Анастасию приехал его троюродный брат – иеромонах Пахомий (Федот Николаевич Слепнев). В доршевской церкви он исполнял послушание диакона. Федот Николаевич родился в 1882 году в д. Иваново Клинского уезда Московской губернии. С 1904 по 1928 годы он, как и его брат, подвизался в Николо-Пешношском монастыре. По его закрытии переехал в свою родную деревню, в 1929 году уехал в с. Дулево к о. Анастасию, а затем – в с. Доршево. 18 февраля 1931 года иеромонахи Анастасий и Пахомий были арестованы.
В справках на их арест в частности сказано: «Павлов А. П. …совместно с проживающим с ним иеромонахом Слепневым устраивал у себя на квартире нелегальные собрания, на которых присутствовали: церковный староста Храпченков, псаломщик Богатенков, бывший церковный староста Жучков и различные приглашенные ими крестьяне, с которыми обсуждали… различные вопросы политического характера с целью срыва в проведении их в жизнь, проводя их через завербованных посещающих квартиру бедняков и женщин, внушая последним о выходе из колхоза…» На допросе иеромонах Анастасий показал: «В 1930 году, летом, не помню в каком месяце, ко мне в с. Дулево Конаковского района Тверского округа приезжал из с. Доршева Клинского района церковный староста Храпченков Егор Егорович, который просил меня приехать к ним священником. Я согласился и приехал. Храпченкова Е. Е. я знаю давно, он еще до революции был церковным старостой и ходил к нам в монастырь…
Проживая в с. Доршево, квартиру мою часто посещали: церковный староста Доршевской церкви Храпченков Е. Е., псаломщик Богатенков Иван Васильевич, любитель церковного пения Жучков Иван Алексеевич, его жена Анисья Богаченкова и сын Александр (25 лет) и др. Собирались у меня, читали Евангелие, пели. Вели также разговоры о дровозаготовках, уплате налогов и по другим вопросам. Я говорил, что надо терпеть и выполнять задание по дровозаготовкам и налогам. Больше я ничего не говорил. Подобного рода собрания проходили не реже одного раза в неделю по воскресеньям… Я, Павлов, виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю. По существу дела могу показать следующее: в квартиру ко мне собирались сами, как, например: Ульянов Николай – читать Шестопсалмие, Жучков Иван Алексеевич – на спевку и чтение Жития святых; Богатенков Александр Иванович – как псаломщик – на спевку с Жучковым И. А., Храпченков Е. Е. – как церковный староста – по церковным делам. Другие приходили исповедоваться. Разговоров на политические темы и общих не было. О том, чтобы выходили из колхоза, я никого не агитировал».
В обвинительном заключении иеромонаха Анастасия сказано: «В с. Доршево организована контрреволюционная, церковно-монархическая группа во главе с попом Павловым, который регулярно устраивал нелегальные собрания, где проводится коллективная читка контрреволюционной литературы и ведется антиколхозная агитация. В конце февраля участники указанной группы были подвергнуты обыску, аресту, причем в результате обыска у монаха Слепнева обнаружены три тетради с контрреволюционными рукописями. Допрошенные по делу свидетели не подтвердили контрреволюционной деятельности священника Павлова Алексея Павловича. 15 февраля 1931 года Павлов с амвона говорил: “Православные, служу я у вас может быть в последний раз, так как на меня наложили непосильный налог – 130 рублей. Денег у меня нет своих; если кто может, помогите”. Допрошенный в качестве обвиняемого Павлов Алексей Павлович виновным себя не признал».
Тройкой при ПП ОГПУ по М.О. от 10 марта 1931 года иеромонах Анастасий приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Расстрелян 15 марта 1931 года. Реабилитирован 17 июля 1991 года. В обвинительном заключении иеромонаха Пахомия сказано: «Слепнев Федот Николаевич, 1882 г.р., иеромонах, исполняющий обязанности диакона в церкви с. Доршево Клинского района М. О., во главе с попом Павловым организовали контрреволюционную церковно-монархическую группу… В конце февраля участники указанной группы были подвергнуты обыску и аресту, причем в результате обыска у монаха Слепнева обнаружены три тетради с контрреволюционными рукописями, в первой из которых говорится: “Появлению антихриста мешает царская власть, а как только эта власть прекратилась, тогда сатане не трудно было разбить людей на партии социализма, анархизма и коммунизма. А когда царская власть в силе, тогда антихрист побоялся явиться”.
Другая рукопись Слепнева под заглавием “Предсказания Серафима Саровского”: “Придет на Россию большая скорбь, будет в России царь Николай и найдутся злые люди, которые его свергнут с престола, и пойдет в России большое смятение и беспорядки, явятся большевики, разденут храмы Божии и поберут из них все драгоценное, поснимают ризы со святых икон и пойдут убийства и грабежи. Тогда хуже всех будет монахам и истинным христианам, на которых будет большое гонение, будут на всех налоги, штрафовки и будет тогда в России безобразие большое, с некоторых церквей кресты поснимают и красные флаги повесят. Тогда кто пойдет по правильному пути, тот будет воин Христов и получит особую награду от Господа”.
В третьей рукописи Слепнева “Пророческое наставление духовному сыну” говорится: “Явится беззаконник и свергнет с престола царя земного, а сам завладеет престолом царским и издаст закон, противный Богу и будет своим проклятым законом заражать народ, а непокоряющихся ему будет сажать в тюрьмы, предавать смерти и отнимать имущество, а также распространять свой проклятый закон на все страны…”». Допрошенный в качестве обвиняемого о. Пахомий виновным себя не признал.
Иеромонах Пахомий осужден тройкой ПП ОГПУ МО от 10 марта 1931 года. Приговор: высшая мера наказания – расстрел. Расстрелян 15 марта 1931 года. Реабилитирован 17 июля 1991 года. В том же 1931 году были арестованы и осуждены псаломщик Иван Вячеславович Богатенков, церковный староста Егор Егорович Храпченков и др. Все они реабилитированы в 1991 году.
С 1926 года по 5 апреля 1933 года в Преображенской церкви села Доршево служил священномученик протоиерей Георгий Архангельский. В 1935 году был направлен на служение в церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Афинеево Наро-Фоминского района, а с марта 1936 года был назначен настоятелем церкви Рождества Богородицы с. Руднево. Председатель сельсовета с. Руднево доложил начальнику Наро-Фоминского райотдела НКВД, что «священник Георгий Архангельский объединил монахинь закрытого монастыря Зосимовой пустыни и является их руководителем… Пение монахинь отвлекает верующих от колхозной работы; политика Архангельского состоит в том, чтобы привлечь как можно много верующих в храм». 4 сентября 1937 года отца Георгия арестовали и предъявили обвинение в создании контрреволюционной организации «путем сочувствия расстрелянным изменникам родины и врагам народа». 9 октября тройкой НКВД священник Георгий Архангельский был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 14 октября 1937 года на Бутовском полигоне. Прославлен в лике святых новомучеников. Память его – 14 октября по н.ст.
Возрождение храма
При советской власти храм Преображения в с. Доршево претерпел сильные разрушения. От него остались лишь стены четверика и колокольни. В таком состоянии он и был передан местному православному приходу.
С 10 октября 2003 года в здании бывшей библиотеки с. Доршево стали еженедельно проводиться богослужения (по субботним дням с 8 часов утра). В великие церковные праздники совершаются обедницы или молебны. Все богослужения и требы совершает протоиерей Алексий Усков, назначенный настоятелем храма 21 января 2004 года.
За прошедшие годы произведена планировка территории вокруг храма, подведена электроэнергия. На четверике был реконструирован купол и главка, на которую установлен крест. Заново сооружены алтарь и трапезная с двумя приделами, восстановлена колокольня, на которую летом 2011 года тоже был установлен крест.
18 и 19 августа 2012 года на главный престольный праздник Храма — Преображение Господня были проведены первые Богослужения с 1933 года.
Летом 2013 года в четверике и алтаре храма была уложена напольная плитка.
В октябре-ноябре 2013 года были проведены работы по электроснабжению храма, установке подвесных электрообогревателей и освещения четверика.
19 декабря 2013 года в престольный праздник Святителя Николая Чудотворца службы в Преображенском храме начали проводиться постоянно в соответствии с расписанием Богослужений.
В 2014 году были изготовлены и установлены кованные ограждения проемов колокольни и окон храма. Была установлена водосточная система по периметру всего храма, приобретены и подвешены бронзовые паникадила алтаря и четверика храма, смонтированы бронзовые настенные светильники.
Были изготовлены и установлены деревянные резные входные двери храма и проходная деревянная дверь между колокольней и трапезной храма.
Были приобретены и освещены колокола, был изготовлен и смонтирован звонарский помост, развешены колокола.
Был изготовлен и установлен резной деревянный певчий клирос. Осенью 2014 года началась реконструкция церковного дома, в котором до 2013 года проводились церковные службы.
В конце 2015 — начале 2016 был изготовлен и установлен кованный навес входной двери храма. В 2016 году была устроена котельная храма, закуплен пеллетный котел Валдай. В 2017 году были выполнены работы по устройству системы отопления храма, была уложена плитка в приделах и трапезной части храма. Также в 2017 году были согласованы границы земельного участка храма, а администрация района выполнила работы по устройству ограждения территории с трех сторон здания храма.А впереди нас ждет огромное количество других работ — изготовление главного иконостаса, малых иконостасов приделов храма и приобретение икон для них, роспись храма, приобретение малых паникадил и бра для трапезной части, водоснабжения (скважина), устройство септика и канализации, устройство прилегающей территории и многое другое. Для всего этого потребуются немалые средства…
И без вас, дорогие Братия и Сестры, нам не обойтись!!! Только с вашей помощью у нас с вами может появится возможность полностью восстановить наш ХРАМ!