Икона Пресвятой Богородицы Почаевская

По­ча­ев­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри при­над­ле­жит к чис­лу наи­бо­лее чти­мых свя­тынь Рус­ской Церк­ви. Она из­вест­на все­му сла­вян­ско­му ми­ру: ее чтут в Рос­сии, в Бос­нии, Сер­бии, Бол­га­рии и дру­гих ме­стах. На­ря­ду с пра­во­слав­ны­ми на по­кло­не­ние чу­до­твор­но­му об­ра­зу Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы при­хо­дят и хри­сти­ане дру­гих ис­по­ве­да­ний. В По­ча­ев­ской Лав­ре, древ­нем опло­те Пра­во­сла­вия, чу­до­твор­ная ико­на пре­бы­ва­ет око­ло 400 лет. (Све­де­ния о пе­ре­не­се­нии ико­ны в По­ча­ев­скую оби­тель по­ме­ще­ны 8 сен­тяб­ря). Чу­де­са, про­ис­те­ка­ю­щие от свя­той ико­ны, мно­го­чис­лен­ны и за­сви­де­тель­ство­ва­ны в мо­на­стыр­ских кни­гах за­пи­ся­ми ве­ру­ю­щих, с мо­лит­вою об­ра­щав­ших­ся об из­бав­ле­нии от неиз­ле­чи­мых неду­гов, осво­бож­де­нии от пле­на и вра­зум­ле­нии греш­ни­ков.

Празд­но­ва­ние в честь По­ча­ев­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри 23 июля бы­ло уста­нов­ле­но в па­мять из­бав­ле­ния Успен­ской По­ча­ев­ской Лав­ры от ту­рец­кой оса­ды 20–23 июля 1675 го­да.

Ле­том 1675 го­да во вре­мя Зба­раж­ской вой­ны с тур­ка­ми, в цар­ство­ва­ние поль­ско­го ко­ро­ля Яна Со­бес­ско­го (1674–1696), пол­ки, со­сто­я­щие из та­тар, под пред­во­ди­тель­ством ха­на Нур­ре­ди­на, через Виш­не­вец под­сту­пи­ли к По­ча­ев­ской оби­те­ли, об­сту­пив ее с трех сто­рон. Сла­бая мо­на­стыр­ская огра­да, как и несколь­ко ка­мен­ных зда­ний оби­те­ли, не пред­став­ля­ла ни­ка­кой за­щи­ты для оса­жда­е­мых. Игу­мен Иосиф Доб­ро­мир­ский убе­дил бра­тию и ми­рян об­ра­тить­ся к небес­ным за­ступ­ни­кам: Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це и пре­по­доб­но­му Иову По­ча­ев­ско­му (па­мять 28 ок­тяб­ря). Ино­ки и ми­ряне усерд­но мо­ли­лись, при­па­дая к чу­до­твор­но­му об­ра­зу Бо­жи­ей Ма­те­ри и к ра­ке с мо­ща­ми пре­по­доб­но­го Иова. Утром 23 июля с вос­хо­дом солн­ца та­та­ры дер­жа­ли по­след­ний со­вет о штур­ме оби­те­ли, игу­мен же ве­лел петь ака­фист Бо­жи­ей Ма­те­ри. С пер­вы­ми сло­ва­ми «Взбран­ной Во­е­во­де» над хра­мом вне­зап­но яви­лась Са­ма Пре­чи­стая Бо­го­ро­ди­ца, «омо­фор бе­лоб­ли­стя­щий­ся рас­пус­кая», с небес­ны­ми ан­ге­ла­ми, дер­жа­щи­ми об­на­жен­ные ме­чи. Пре­по­доб­ный Иов на­хо­дил­ся близ Бо­жи­ей Ма­те­ри, кла­ня­ясь Ей и мо­лясь о за­щи­те оби­те­ли. Та­та­ры при­ня­ли небес­ное во­ин­ство за при­ви­де­ние, в смя­те­нии ста­ли стре­лять в Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу и пре­по­доб­но­го Иова, но стре­лы воз­вра­ща­лись на­зад и ра­ни­ли тех, кто их пус­кал. Ужас охва­тил непри­я­те­ля. В па­ни­че­ском бег­стве, не раз­би­рая сво­их, они уби­ва­ли друг дру­га. За­щит­ни­ки мо­на­сты­ря устре­ми­лись в по­го­ню и за­хва­ти­ли мно­гих в плен. Неко­то­рые плен­ные впо­след­ствии при­ня­ли хри­сти­ан­скую ве­ру и оста­лись в оби­те­ли на­все­гда.

В 1721 го­ду По­ча­ев был за­нят уни­а­та­ми. Од­на­ко и в это труд­ное для Лав­ры вре­мя мо­на­стыр­ская ле­то­пись за­фик­си­ро­ва­ла 539 чу­до­тво­ре­ний от про­слав­лен­ной пра­во­слав­ной свя­ты­ни. Во вре­мя гос­под­ства уни­а­тов, во вто­рой по­ло­вине ХVIII ве­ка, на­при­мер, граф-уни­ат Ни­ко­лай По­тоц­кий стал бла­го­тво­ри­те­лем По­ча­ев­ской Лав­ры по сле­ду­ю­ще­му чу­дес­но­му об­сто­я­тель­ству. Об­ви­нив сво­е­го ку­че­ра в том, что взбе­сив­ши­е­ся ло­ша­ди пе­ре­вер­ну­ли ко­ляс­ку, граф до­стал пи­сто­лет, чтобы убить его. Ку­чер, об­ра­тясь к По­ча­ев­ской го­ре, под­нял ру­ки вверх и вос­клик­нул: «Ма­терь Бо­жия, яв­лен­ная в иконе По­ча­ев­ской, спа­си ме­ня!» По­тоц­кий несколь­ко раз пы­тал­ся вы­стре­лить из пи­сто­ле­та, ни­ко­гда ему не из­ме­няв­ше­го, но ору­жие де­ла­ло осеч­ку. Ку­чер остал­ся жив. По­тоц­кий немед­лен­но от­пра­вил­ся к чу­до­твор­ной иконе и ре­шил се­бя и все свое иму­ще­ство по­свя­тить на устро­е­ние оби­те­ли. На его сред­ства по­стро­е­ны Успен­ский со­бор и брат­ский кор­пус.

Воз­вра­ще­ние По­ча­е­ва в ло­но Пра­во­сла­вия в 1832 го­ду бы­ло озна­ме­но­ва­но чу­дес­ным ис­це­ле­ни­ем сле­пой де­воч­ки Ан­ны Аким­чу­ко­вой, при­шед­шей на по­кло­не­ние свя­ты­ням с се­ми­де­ся­ти­лет­ней ба­буш­кой за 200 верст из Кре­ме­нец-По­доль­ска. В па­мять этих со­бы­тий ар­хи­епи­скоп Во­лын­ский свя­щен­но­ар­хи­манд­рит Лав­ры Ин­но­кен­тий (1832–1840) уста­но­вил еже­не­дель­ное, по суб­бо­там, чте­ние со­бор­но­го ака­фи­ста пе­ред чу­до­твор­ной ико­ной. Во вре­мя управ­ле­ния Лав­рой свя­щен­но­ар­хи­манд­ри­том Ага­фан­ге­лом, ар­хи­епи­ско­пом Во­лын­ским (1866–1876) был устро­ен осо­бый при­дел на хо­рах Свя­то-Тро­иц­кой церк­ви в па­мять по­бе­ды над та­та­ра­ми, освя­щен­ный 23 июля 1875 го­да.

По­ча­ев­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­хо­дит­ся в По­ча­ев­ской оби­те­ли. На го­ре, где сей­час рас­по­ло­жен мо­на­стырь, по­се­ли­лись два ино­ка в 1340 го­ду. Один инок по­сле мо­лит­вы по­шел к вер­шине го­ры и, вдруг, уви­дел Бо­жию Ма­терь, сто­яв­шую на камне и окру­жен­ную пла­ме­нем. Он по­звал бра­та по­смот­реть на чу­до. Тре­тьим сви­де­те­лем ви­де­ния был пас­тух Иоанн Бо­сой. Он взбе­жал на го­ру, и они втро­ем про­сла­ви­ли Бо­га. На камне, где сто­я­ла Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, на­все­гда остал­ся от­пе­ча­ток Ее пра­вой сто­пы.

В 1559 го­ду Кон­стан­ти­но­поль­ский мит­ро­по­лит Нео­фит, про­ез­жая через Во­лынь, по­се­тил жив­шую в име­нии Ор­ля, неда­ле­ко от По­ча­е­ва, дво­рян­ку Ан­ну Гой­скую. В бла­го­сло­ве­ние он оста­вил Анне при­ве­зен­ную из Кон­стан­ти­но­по­ля ико­ну Бо­го­ро­ди­цы. Ста­ли за­ме­чать, что от ико­ны ис­хо­дит си­я­ние. Ко­гда пе­ред ико­ной ис­це­лил­ся брат Ан­ны Филипп, она пе­ре­да­ла в 1597 г. чу­до­твор­ный об­раз ино­кам, по­се­лив­шим­ся на По­ча­ев­ской го­ре. Свя­той об­раз был по­став­лен в храм, воз­двиг­ну­тый в честь Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри. Поз­же там ос­но­ван мо­на­стырь, на со­дер­жа­ние ко­то­ро­го Ан­на Гой­ская пе­ре­да­ла боль­шие сред­ства. Чу­до­твор­ная ико­на ста­ла на­зы­вать­ся По­ча­ев­ской. Сре­ди мно­гих сви­де­тельств о по­мо­щи Ца­ри­цы Небес­ной из­вест­но сле­ду­ю­щее.

icon_bogorodiza_3321Мо­нах По­ча­ев­ско­го мо­на­сты­ря был за­хва­чен в плен та­та­ра­ми, На­хо­дясь в нево­ле, он вспо­ми­нал По­ча­ев­скую оби­тель, ее свя­ты­ни, Бо­го­слу­же­ния, пес­но­пе­ния. Осо­бен­но тос­ко­вал инок при на­ступ­ле­ний празд­ни­ка Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и слез­но мо­лил Бо­жию Ма­терь об из­бав­ле­нии из пле­на. И вот, по мо­лит­вам Пре­свя­той Де­вы, од­на­жды ис­чез­ли сте­ны тем­ни­цы, а инок ока­зал­ся у стен По­ча­ев­ской оби­те­ли. Празд­но­ва­ние По­ча­ев­ской иконе со­вер­ша­ет­ся так­же в пят­ни­цу на Свет­лой сед­ми­це и 23 июля.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Почаевской, глас 5:

Пред святою Твоею иконою, Владычице,/ молящиися исцелений сподобляются,/ веры истинныя познание приемлют/ и агарянская нашествия отражают./ Темже и нам, к Тебе припадающим,/ грехов оставление испроси,/ помыслы благочестия сердца наша просвети/ и к Сыну Твоему молитву вознеси// о спасении душ наших.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Почаевской, глас 1:

Источник исцелений и веры Православныя утверждение/ Почаевская Твоя икона, Богородице, явися,/ темже и нас, к ней притекающих,/ от бед и искушений свободи,/ лавру Твою невредиму сохрани,/ Православие во окрест стоящих странах утверди/ и грехи разреши молитвенник Твоих:// елика бо хощеши, можеши.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконой Ее Почаевская:

К Тебе, о Богомати, молитвенно притекаем мы, грешнии, чудеса Твоя, во святей лавре Почаевстей явленная, поминающе и о своих сокрушающеся прегрешениих. Вемы, Владычице, вемы, яко не подобаше нам, грешным, чесого просити, токмо о еже Праведному Судии беззакония наша оставити нам. Вся бо нами в житии претерпенная, скорби же, и нужды, и болезни, яко плоды падений наших прозябоша нам, Богу сия на исправление наше попущающу. Темже вся сия истиною и судом Своим наведе Господь на грешныя рабы Своя, иже в печалех своих к заступлению Твоему, Пречистая, притекоша и во умилении сердец к Тебе взывают сице: грехов и беззаконий наших, Благая, не помяни, но паче всечестнеи руце Твои воздвигши, к Сыну Твоему и Богу предстани, да люте содеянная нами отпустит нам, да за премногая неисполненная обещания наша лица Своего от рабов Своих не отвратит, да благодати Своея, спасению нашему пособствующия, от душ наших не отымет. Ей, Владычице, буди спасению нашему Ходатаица и, малодушия нашего не возгнушавшися, призри на стенания наша, яже в бедах и скорбех наших пред чудотворным Твоим образом возносим. Просвети умиленными помыслы умы наша, веру нашу укрепи, надежду утверди, любве сладчайший дар сподоби нас прияти. Сими убо, Пречистая, дарованьми, а не болезньми и скорбьми живот наш ко спасению да возводится, но, от уныния и отчаяния души наша ограждающи, избави нас, маломощных, от находящих на ны бед, и нужд, и клеветы человеческия, и болезней нестерпимых. Даруй мир и благоустроение жительству христианскому предстательством Твоим, Владычице, утверди Православную веру в стране нашей и во всем мире. Церковь Апостольскую и Соборную умалению не предаждь, уставы святых отец на веки непоколебимы сохрани и всех к Тебе притекающих от рова погибельнаго спаси. Еще же и ересию прельщенных братий наших или веру спасительную в греховных страстех погубивших паки ко истинней вере и покаянию приведи, да вкупе с нами, Твоему чудотворному образу покланяющеся, Твое предстательство исповедят. Сподоби убо нас, Пресвятая Госпоже Богородице, еще в животе сем победу истины Твоим заступлением узрети, сподоби нас благодатную радость прежде кончины нашея восприяти, якоже древле насельники Почаевския Твоим явлением победители и просветители агарян показала еси, да вси мы благодарным сердцем вкупе со Ангелы, и пророки, и апостолы, и со всеми святыми, Твое милосердие прославляюще, воздадим славу, честь и поклонение в Троице певаемому Богу Отцу, и Сыну, и Святому Духу, во веки веков. Аминь.